Новости – Общество
Общество
Везет через раз
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Почему в Хабаровске одновременно банкротится весь бюджетный транспорт и закрывают дорогу маршруткам
11 декабря, 2015 14:01
7 мин
В Хабаровске за неделю произошло сразу два важных события в сфере общественного транспорта: муниципальные автобусное и трамвайно-троллейбусное предприятия подали заявления о банкротстве, а мэрия начала рейды по коммерческим маршруткам и уже лишила одного предпринимателя права перевозки людей. Связаны ли эти события и как изменится уже в будущем году ситуация с транспортом в Хабаровске, выясняла «Русская планета».
Восьмого декабря с маршрута № 60, следующего из аэропорта в центр Хабаровска почти параллельно муниципальному троллейбусу № 1, сняли девять частных автобусов предпринимателя Сергея Рябцева. Мэрия объясняет, что перевозчика неоднократно предупреждали в связи с нарушениями перевозки пассажиров и теперь вынуждены закрыть. Чиновники обещают и дальше проводить рейды по небольшим коммерческим автобусам.
Но участники рынка считают, что такое усердие может на самом деле быть попыткой властей избавиться от конкуренции и заполнить пассажирами муниципальный транспорт.
– Права провозить пассажиров стоя у маршрутных такси не было никогда — в силу их конструкции. Но много лет на это никто не обращал внимания, водители позволяли себе вот такие нарушения, — замечает в беседе с РП председатель правления Ассоциации пассажирских перевозчиков Хабаровска Светлана Тремасова. — Может быть, «выжить частных перевозчиков» — не совсем корректная формулировка, но то, что оптимизация маршрутной сети планируется с учетом интересов муниципальных перевозчиков, думаю, имеет место быть. Мы должны понимать: если пассажир решает ехать стоя в этом автобусе, значит, маршрут не сокращать надо, а увеличить количество подвижного состава, либо в час пик ставить больше автобусов, чтобы пассажир не ехал стоя, но никак не выдавливать перевозчика с маршрута и не закрывать маршрут. Я считаю эти действия неправильными, мягко говоря, — отметила она, добавив, что порой ехать сидя отказываются сами пассажиры.
Если маршрутки с дорог уйдут, то троллейбусы станут перевозить больше людей, и такие надежды уже есть, подтвердил корреспонденту РП и руководитель банкротящегося хабаровского трамвайно-троллейбусного управления (ХТТУ) Николай Илющенко.
– С учетом того, что принимаются меры по сокращению параллельных троллейбусу определенных маршрутов, мы, наоборот, намерены по мере их ухода наращивать объемы перевозок. Мы не можем так: ага, эти уйдут, а мы не повысим выпуск. Так нельзя. Они уходят, а мы должны повышать, — говорит он и добавляет: сейчас в городе на маршрут выпускают не все имеющиеся троллейбусы, потому что иначе они ходят друг за другом слишком медленно.
В городском управлении транспорта уверяют: уход автобусов Рябцева не отразится на качестве обслуживания горожан. «По линии “Комсомольская площадь — аэропорт” проходят 25 маршрутов с общим количеством 330 транспортных единиц», — заверил и.о. начальника управления транспорта Сергей Суковатый.
Но городские СМИ почти сразу сообщили о нехватке автобусов на направлении из аэропорта в центр города и о переполненных муниципальных троллейбусах, а в социальных сетях стали появляться комментарии недовольных пассажиров. «Сегодня 10.12, ждала тралик утром 20 минут. 55 объявил что идет до большой.два 60 проехали мимо не нарушая закона. внимание вопрос. на каком автобусе можно доехать до комбината и при этом не получить переохлаждение при длительном ожидании, как случилось со мной пару лет назад? кому писать? что ответственный? В итоге когда я уже почти опоздала на работу приехал 60 с двумя местами на примерно 10 ожидающих…» — написала пользователь под именем Евгения Васюк (орфография и пунктуация сохранены).
Тремасова подтверждает: несмотря на уверения мэрии, уехать из аэропорта в центр, помимо такси, фактически можно лишь двумя способами: на маршрутке № 60 либо на троллейбусе. При этом маршрутка высаживает пассажиров не только на остановочных пунктах, но и в других местах, не запрещенных правилами дорожного движения, к тому же работает по совершенно иному расписанию. Частный перевозчик, кстати, все еще возит людей, несмотря на расторжение договора.
– Рябцев принял решение до окончательного прояснения ситуации с линии не уходить. Он продолжает возить пассажиров, потому что, если девять автобусов из 13 сегодня встанут, то население города почувствует это сразу. Мы посчитали, что нам незачем экспериментировать на пассажирах с целью достичь понимания в администрации города, и решили, что пока он будет перевозить, — говорит глава ассоциации перевозчиков.
***
По мнению Николая Илющенко, на рынке перевозок необходимо регулирование. Он надеется, на эффективность нового федерального транспортного закона № 220. Согласно ему, с 11 января 2016 года на всех новых частных маршрутах, а также на маршрутах, где работает больше одного предпринимателя или какой-то предприниматель лишился права возить пассажиров, будет проводиться открытый конкурс. И право ездить получит только победитель.
– Раньше пассажирские перевозки осуществлялись так: предположим, какое-то лицо — физическое, юридическое — внезапно решило их организовать. Оно открывает маршрут, и… На сегодняшний день нельзя сказать этому перевозчику, что он дублирует и ухудшает положение других участников. А он две остановки куда-то перенес... А потом по центру города поехал. Вот он идет-«параллелит». Никакой рынок ничего не сделает, если там не будет регулирования.
Илющенко считает, что его предприятие «подкосили» несколько факторов. Во-первых, суды перестали вставать на сторону МУПа в вопросе взыскания выплат за льготников, которых городские троллейбусы и трамваи возили себе в убыток.
– Правовая система ударила нас наотмашь в мае этого года. Мы подавали иски о том, что за льготников недоплачивают, доказывали это и выигрывали у федерации, стали выигрывать и у края. А с учетом кризиса — прямо скажем, это политическое решение — было рекомендовано прекратить рассматривать эти дела по взысканию убытков от перевозки льготников. Было вынесено решение на уровне Высшего арбитражного суда о том, что суды неправильно применяли те или иные нормы. Появилась целая цепь отказов, — поясняет он.
А потом пришла монетизация. В результате ХТТУ перестало получать из бюджета хоть какие-то деньги за перевозку льготников, которым теперь дают компенсацию за проезд напрямую.
По мнению же Светланы Тремасовой, при оптимизации маршрутов главное — помнить об интересах пассажиров, а «не действовать в интересах конкретных предприятий, муниципальных или частных».
В начале следующего года на базе Тихоокеанского государственного университета будет проведено исследование, по результатам которого власти примут решение об оптимизации маршрутов общественного транспорта в городе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости