Новости – Общество
Общество
Отпуск, которого не было
В Хабаровске люди начали покупать фальшивые турпоездки, рыбалки и охоту. Фото ИТАР-ТАСС.
Мода на фальшивые турпоездки добралась до Дальнего Востока
15 августа, 2014 17:57
9 мин
Представьте себе такую картину. Выходите вы на работу после новогодних праздников. Дрожащие пальцы не попадают по клавиатуре, пересохшие губы с трудом бормочут непечатные слова. Воспоминания о семейных обедах и дружеских ужинах вызывают тошноту и легкое головокружение. И тут в кабинет входит, точнее, радостно впархивает ваш коллега. Загорелый и вроде бы даже похудевший. Небрежным жестом достает из портфеля бутылку кубинского рома и сигару Cohiba в металлическом футляре: «Вот, сувениры тебе привез. Карибский дух, так сказать… А-а, ты курить бросаешь — извини, забыл. Ну ладно, тогда начальнику подарю». И следующие полчаса он со знанием дела рассуждает о достоинствах чернокожих красоток и белоснежных карибских пляжей. Обильно пересыпая речь испанскими словечками, демонстрирует селфи в обнимку с тремя мулатками и скульптурой Хемингуэя: «Это его любимый бар был. Папаша Хэм выпивал тут за вечер ровно двенадцать дайкири и шел домой. А я тринадцать выпил. Не помню, что потом было…»
Вы сочувственно киваете, а коллега тем временем продолжает листать смартфон: «А это я на виндсерфе — отель-«пятерка», там они бесплатные, катайся, сколько влезет. Первые два дня я с него только падал, а потом ничего, пошло дело — вон, аж до самого рифа доплыл! Там кораллы и рыбы разноцветные — просто супер! Смотри, я тут одну успел сфоткать…»
Но не спешите завидовать. Возможно, умопомрачительно дорогая кубинская одиссея — обычная фальшивка, специально для того, чтобы пустить пыль в глаза коллегам и друзьям. Фото с виндсерфингом, мулатками и папашей Хэмом — монтаж, который легко сделает профессиональный дизайнер. Ровный загар — результат нескольких походов в солярий. Пакет с сувенирами дал менеджер агентства по организации фальшивых туров, присовокупив к нему распечатанный на принтере листок. В нем — несколько «выученных в отпуске» фраз на испанском и описание кубинских достопримечательностей. Все вместе это называется «фальштур». Подобная услуга теперь есть и в Хабаровске.
Страховка от провала
Фальшивые отпуска — чисто российское изобретение. Нигде в мире ничего подобного нет.
– Говорят, фальштуры появились в Москве где-то в конце 2007-го — начале 2008-го года. Это была такая реакция на кризис, — рассказывает корреспонденту РП директор хабаровского агентства по организации фальштуров Аркадий Тишков. — И очень быстро они стали востребованы среди столичного офисного планктона: реально человек может позволить себе только четыре звезды в Турции, а на работе хвастается, что побывал, например, на Карибах или в Тибете.
Стоит подобный «отпуск» от шестисот долларов. В эту сумму, как правило, входит 10-12 снимков, обработанных в фотошопе. Клиента фотографируют на фоне зеленой стены в разных позах: стоя, сидя, лежа в шезлонге, в одежде и в купальных плавках. Дальше дизайнер делает фотомонтаж. Место зеленого фона на снимке занимает морской пейзаж, палуба шикарной яхты, гора Мачу-Пикчу или пустыня Гоби — все, что душе угодно. Фотографии обычно делаются в задней комнате агентства, но при желании можно заказать и фотосессию в профессиональной студии. Это обойдется от трех тыс. рублей за час сверх обычного тарифа.
Организаторы липового тура позаботятся и о других «вещдоках»: авиабилетах, посадочных талонах, наклейках на чемоданы, буклетах отеля и прочих мелочах. За отдельные деньги можно приобрести сувениры и товары из Duty Free того аэропорта, откуда якобы прилетел путешественник.
Но главное — инструктаж. Менеджер турагентства подробно расскажет «фальштуристу» о культуре той страны, которую он выбрал. Покажет фото и план отеля, где он «отдыхал». Проинструктирует насчет цен в ресторанах и сувенирных лавках. Вместе с клиентом он придумает какую-нибудь запоминающуюся историю — например, о том, как фламинго дерутся за брошенный круассан, или как шаолиньский монах подарил нашему туристу амулет от сглаза — кстати, вот он, самый настоящий, недавно привезен из Китая.
– Обычно я даю своим клиентам такой совет: бойтесь стереотипов, — делится опытом Аркадий Тишков. — Мы очень тщательно прорабатываем все вопросы, которые могут задать: где был, что видел, что ел, что сколько стоит, как ведут себя местные по отношению к туристам и так далее. Часто приходится опровергать расхожие мифы. Например, официанты в карибских отелях вовсе не такие медлительные, как о них говорят. Нормально пообедать в Ницце можно совсем не дорого. Японцы едят, в основном, свинину, а не рыбу. О каждой стране есть стереотипные представления, которые не соответствуют действительности. Поэтому лучше промолчать, чем сказать что-нибудь не то и расколоться.
В обязательном порядке в пакет фальштура входит изучение нескольких распространенных фраз на языке страны пребывания. Это тоже важный момент, придающий рассказам путешественника больше достоверности. Сотрудники турагентств говорят, что за определенную плату можно даже нужные штампы в загранпаспорте поставить. Правда, если страховаться от провала по полной, стоимость липового отпуска будет сопоставима с реальной турпоездкой.
Статус или алиби?
Кто и зачем покупает в Хабаровске фальшивые турпоездки?
– Во внутрикорпоративных коммуникациях место и способ проведения отпуска — такой же маркер статуса, как костюм или часы. Человек, занимающий определенную позицию в корпоративной иерархии, просто не может явиться на работу в джинсах и свитере. И точно так же он не может себе позволить проводить отпуск в Турции или Египте, — объясняет хабаровский «тренер успеха» Ольга Бессонова. — Еще один важный момент: даже если вы не работаете в крупной компании с разветвленной структурой и многоступенчатой иерархией, все равно окружающие больше прислушиваются к мнению финансово успешного человека. Это происходит на подсознательном уровне. Поэтому для многих дорогая турпоездка становится действенным способом повысить свою значимость в глазах начальства или коллег.
Бывает, положение обязывает отдыхать на Сейшелах или отправиться в гастрономический тур по Провансу. А человек, в силу разных обстоятельств, не хочет или не может проводить отпуск в «статусном» месте. Тогда ему прямая дорога в агентство по организации фальштуров.
– Я работаю в банке, — рассказывает корреспонденту РП недавно вступившая в должность начальника отдела кредитования Ольга Фомина (Фамилия изменена. — Примеч. ред.). — У нас в коллективе настоящий культ дорогих покупок. Все ходят в очень дорогостоящей одежде, на каждой сотруднице золота навешано тысяч на сто как минимум. Начальница филиала любит повторять: кто не умеет тратить деньги, никогда не будет хорошо зарабатывать. Вот все и обсуждают целыми днями, кто что купил, у кого какая машина, кто куда съездил отдохнуть. Все уже не по разу побывали в Китае и Таиланде, но это не очень котируется, потому что близко. Гораздо лучше — Филиппины или хотя бы Бали. Если я признаюсь, что в свой отпуск две недели провалялась с книжкой на диване, то сразу стану белой вороной. Все решат, что я не активная, не позитивная… И карьера моя накроется в тот же момент. Поэтому я в знакомом агентстве заказываю себе «виртуальные» путешествия. Вот, недавно «побывала» в Японии. Даже саке девчонкам привезла, а мальчикам — виски «Suntory» из Duty Free.
Еще одна группа «фальштуристов» — те, кто использует выдуманное путешествие в качестве прикрытия.
– Например, есть у человека подруга. Но и жена тоже есть. Вот и отправляется он в Китай на лечение на пару недель, — поясняет Аркадий Тишков. — Мы ему реально находим специалиста, который делает акупунктуру. Даже синяки от иглоукалывания можно жене предъявить. Главное — чтобы никому из знакомых на глаза не попался. Поэтому в подобных случаях я рекомендую реально поехать с подругой в Китай, только в курортное место. Ну а выписку из медицинского центра мы предоставляем в обязательном порядке.
По словам Аркадия Тишкова, «туры прикрытия» становятся даже более востребованным направлением, чем поездки «по статусным местам». Самая распространенная легенда — охота или рыбалка.
– Муж не только с фотографиями домой возвращается, но и с трофеями, — с гордостью отмечает Аркадий Тишков. — Хоть тайменя можем организовать, хоть кабана. Даже костюм камуфляжный будет костром пахнуть.
Бизнес по организации фальшивых рыбалок процветает. И в рекламе не нуждается.
– Мы никак не рекламируем свои услуги, — признается Аркадий Тишков. — Только сарафанное радио, знакомые знакомых. Клиентов хватает. Единственное, чего я реально боюсь, так это оказаться замешанным в каком-нибудь криминале. Одно дело — алиби для мужа. Все-таки, семья — это святое. И совсем другое — если, допустим, человек совершил преступление, а я ему организую алиби с фотографиями и свидетелями. Это, как-никак, прямое соучастие. Так что я иногда думаю: а может, вообще прикрыть всю эту лавочку? Пусть сами разбираются со своими женами и директорами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости