Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Время поднимать якорь

Теплоход «30 лет ГДР» на Амуре. Фото: информационно-справочный сайт речного флота RiverFleet.ru. Снимок сделан в 1982 году. 

Как развалилось и как возродится круизное пароходство на Амуре

Полина Виноградова
28 ноября, 2014 13:02
10 мин
22 ноября в китайском городе Шеньяне делегация правительства Хабаровского края представила инвестпроект возрождения речного круизного туризма по Амуру, Уссури и Сунгари под названием «Амур-батюшка». Китайская сторона заинтересовалась тем, чтобы в этот проект вложиться. Пока нет информации о размерах инвестиций и сроках, но, возможно, по Амуру снова пойдут большие лайнеры с российскими и иностранными туристами — как в 1960–1980-х годах. «Русская планета» вспомнила, как развалилось речное пароходство на Амуре в 90-е годы, и нашла членов экипажей последних больших кораблей.
Век золотой
– Первый туристический рейс из Хабаровска по Амуру состоялся в 1961 году, — рассказывает корреспонденту РП Александр Сенченко, бывший капитан теплоходов «Ерофей Хабаров» и «30 лет ГДР», позднее переименованного во «Владимир Арсеньев». — Туристы отправились в путь на теплоходе «Миклухо-Маклай». Путевки продавались в каюты первого и второго классов. В третьем и четвертом классах, на жестких сидячих местах, размещались обычные пассажиры, в трюме был груз. Поэтому это был не чисто туристический, а, скорее комплексный: туристический, пассажирский и грузовой — рейс. На пристанях, когда туристы уходили на экскурсии, экипаж теплохода разгружал грузы. Особого сервиса не было. И команда, и пассажиры питались в одном и том же судовом ресторане.
Только к середине 70-х годов на Амуре появились специализированные туристические суда. Это были три теплохода из Хабаровска, два из Благовещенска и еще два — из Комсомольска-на-Амуре.
– Туристический маршрут был рассчитан на две недели, — вспоминает в беседе с корреспондентом РП Ольга Мошкина, работавшая в советское время в Бюро молодежного туризма «Спутник». — Это долгий срок, поэтому отдыхающим был нужен достаточно высокий уровень комфорта. Чтобы они не заскучали в перерывах между стоянками, на каждом из теплоходов были кинозал, танцплощадка, библиотека, музыкальный салон, зал для занятий физкультурой. Выступали с концертами вокально-инструментальные ансамбли, проводились вечера художественной самодеятельности. Развлечений было много, и спрос на путевки был очень большой. Часть путевок распределяли по предприятиям, а оставшиеся раскупали еще весной, задолго до начала навигации. На Амур стремились попасть со всего Советского Союза, достать путевку на круиз считалось большой удачей. Были и туры выходного дня, их раскупали в основном наши местные предприятия.
В 1981 году туристический флот Амура пополнился четырехпалубным лайнером «30 лет ГДР», рассчитанным на 360 пассажиров. Его перевезли с Черного моря: через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны. Этот современный корабль стал флагманом амурской флотилии — однако остальные теплоходы к тому времени уже морально и технически устарели и нуждались в реконструкции.
– Суда типа «Ерофей Хабаров», построенные по «проекту 305», к восьмидесятым годам необходимо было модернизировать, — говорит Александр Сенченко. — После долгих бюрократических процедур и согласований с Москвой их решено было отправить на реконструкцию в Харбин. Первым в 1988 году туда отправился теплоход «Василий Поярков». В три последующих года один за одним в Харбине прошли модернизацию теплоходы «Миклухо-Маклай», «Пржевальский» и «Ерофей Хабаров». Реконструкция каждого из кораблей обошлась примерно в 3,5 миллиона долларов. В итоге они стали трехпалубными. Были оборудованы двухкомнатные каюты класса «Люкс», а в обычных каютах были установлены душ, умывальник, унитаз, а также кондиционеры. После реконструкции по уровню комфорта наши суда вплотную приблизились к круизным лайнерам, которые строились в те годы в Чехословакии, ГДР и Австрии по заказу СССР.
Век железный
– Начиная с 1992 года, туристические теплоходы стали, в основном, выполнять рейсы в речные порты Китая, — вспоминает Сенченко. — Но это был уже не туризм, не круизы, а шоп-туры. Поэтому теплоходы класса «Ерофей Хабаров» с этого направления быстро вытеснили российские и китайские суда на подводных крыльях, выигрывающие по скорости. Туристические лайнеры еще несколько лет выживали на энтузиазме капитанов, но не смогли удержаться «на плаву» в новых рыночных условиях.
В 2010 году на металлолом по бросовой цене были проданы теплоход «Капитан Котенко» (бывший «Михлухо-Маклай»). Теплоходы «Граф Муравьев-Амурский» (бывший «Пржевальский») и «Ерофей Хабаров» за бесценок, по стоимости металлолома, купили рыбопромышленники, которые переоборудовали их под рыбозаготовительные плавбазы. Поэтому для туристов эти суда потеряны навсегда. Остался «Василий Поярков».
– Наши теплоходы умирали вслед за своими капитанами. Стоило кому-нибудь уйти на пенсию или по состоянию здоровья, судно сразу продавали или распиливали на металлолом. То, что «Василий Поярков» смог продержаться так долго, полностью заслуга капитана Виктора Петровича Слюсаря, — говорит Александр Сенченко. — Чтобы сохранить теплоход, он взял на себя все расходы по его содержанию. Старался заработать своему кораблю «на жизнь» как мог, даже организовал плавучий детский оздоровительный лагерь. Капитан был готов выкупить теплоход по арендной стоимости, но в 2013 году пароходство решило продать судно другому покупателю, который предложил более высокую цену. Какая судьба будет у этого теплохода, покажет время. Очень жаль, что не удалось сохранить все четыре теплохода. При надлежащем уходе они могли и сто лет прослужить. Строить теперь взамен них новые суда обойдется гораздо дороже.
«Василий Поярков», реконструкция которого в 1989 году обошлась в 3,5 млн долларов США, в конце 2013 года был продан за 4 миллиона. Но уже не долларов, а рублей — фактически за бесценок.
Помимо «Василия Пояркова», до наших дней дожил еще один небольшой теплоход — «Георгий Седов», принадлежащий Амурскому судостроительному заводу. Но и его, скорее всего, флот потеряет: в этом году завод получил разрешение от Российской судостроительной корпорации продать корабль, а если покупателя не найдется, то сдать его на металлолом.
Что до четырехпалубного «30 лет ГДР», переименованного в 1990 году во «Владимир Арсеньев», то по Амуру он ходил до 1993 года. Затем был продан во Владивосток, где из него сделали гостиницу. Потом — в Южную Корею, где превратился в пляжный отель города Пусана. В 2003 году, после урагана, судно повалилось набок на берег, и в 2004-м его разрезали на металлолом прямо на набережной.
Век новый
Сегодня туристов в многодневные круизы по Амуру не возят. Единственный доступный вариант речного путешествия — поездка на стареньком «Метеоре», которая занимает 2–3 дня в зависимости от маршрута.
– Мы можем предложить только суда на воздушной подушке, — поясняет корреспонденту РП ведущий менеджер туристического агентства «СВ-тур» Алена Никоненко. — У одного из хабаровских туроператоров есть еще один вариант поездки — на мини-теплоходе, переделанном из краболовного судна, но он рассчитан на группы не более 12 человек. И хотя к нам часто обращаются из других регионов, реальных речных круизов мы предложить не можем. Очень надеемся, что с реализацией проекта «Амур-батюшка» варианты появятся. Спрос на это направление, безусловно, есть. Всем уже приелся отдых в Китае или Таиланде. Если будет обеспечен достаточный уровень комфорта, то нам удастся массово привлечь как хабаровчан, так и других жителей Дальнего Востока, Сибири. Ведь на Лене, скажем, тоже сейчас ничего нет. Кстати, существует не только внутренний спрос. К нам обращаются китайцы, американцы, японцы, тайцы, многие готовы приехать большими группами. Есть пожелания даже по специализированным турам: например были желающие приехать понаблюдать за птицами. Если появится возможность, мы разработаем востребованные маршруты. В общем, спрос будет — было бы предложение.
Эксперты туристического рынка подчеркивают: просто построить суда недостаточно. Нужно еще создать современную инфраструктуру на всем пути следования лайнеров, на местах всех перспективных стоянок: в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Троицком, Николаевске-на-Амуре, Богородском. Восстановить хабаровский Речной вокзал, который пришел в полное запустение с советских времен.
– Проект «Амур-батюшка» предполагает создание прогулочного речного маршрута, общая длина которого составит около 4 тысяч километров. Планируется, что по нему будут ходить современные комфортабельные суда речного и морского классов, — заверяет корреспондента РП заместитель министра культуры Хабаровского края Виталий Селюков. — По маршруту движения судов будет создана полностью обустроенная туристическая зона.
В этом проекте будет и еще одна проблема: поиска надежных и профессиональных экипажей.
– Помните, как в советском кинофильме «Волга-Волга» бравый моряк говорил: «Я на этой реке все мели знаю!» — говорит РП бывший штурман теплохода «Миклухо-Маклай» Владимир Кузьменко. — Это все правда, реку нужно знать как свои пять пальцев. Только так можно гарантировать безопасность пассажира и корабля. Современные приборы — это, конечно, хорошо. Но любой сбой — и пожалуйста: ЧП. Мало ли сейчас таких примеров. Моряки старой школы могли с любым ЧП справиться безо всяких там навигаторов. Сейчас многие капитаны уже умерли, остальные в период неразберихи разбрелись кто куда. Назад уже не вернешь. Преемственность, которая чрезвычайно важна в нашем деле, прервалась. Теперь придется учить новые команды с нуля, а это долго, сложно и дорого. А набрать из других пароходств не получится. Знаете, что каждую ТЭЦ строят строго под определенный вид угля? На угле с другого месторождения она работать не сможет. Вот так и мы, речники, «заточены» под одну реку. На другой работать сумеем только после «реконструкции». Построить новые суда будет намного проще, чем собрать для них команду. Хотя возродить туристические круизы на Амуре — дело в любом случае благородное. Будем надеяться, что все получится.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ