Новости – Общество
Общество
Время поднимать якорь
Теплоход «30 лет ГДР» на Амуре. Фото: информационно-справочный сайт речного флота RiverFleet.ru. Снимок сделан в 1982 году.
Как развалилось и как возродится круизное пароходство на Амуре
28 ноября, 2014 13:02
10 мин
22 ноября в китайском городе Шеньяне делегация правительства Хабаровского края представила инвестпроект возрождения речного круизного туризма по Амуру, Уссури и Сунгари под названием «Амур-батюшка». Китайская сторона заинтересовалась тем, чтобы в этот проект вложиться. Пока нет информации о размерах инвестиций и сроках, но, возможно, по Амуру снова пойдут большие лайнеры с российскими и иностранными туристами — как в 1960–1980-х годах. «Русская планета» вспомнила, как развалилось речное пароходство на Амуре в 90-е годы, и нашла членов экипажей последних больших кораблей.
Век золотой
– Первый туристический рейс из Хабаровска по Амуру состоялся в 1961 году, — рассказывает корреспонденту РП Александр Сенченко, бывший капитан теплоходов «Ерофей Хабаров» и «30 лет ГДР», позднее переименованного во «Владимир Арсеньев». — Туристы отправились в путь на теплоходе «Миклухо-Маклай». Путевки продавались в каюты первого и второго классов. В третьем и четвертом классах, на жестких сидячих местах, размещались обычные пассажиры, в трюме был груз. Поэтому это был не чисто туристический, а, скорее комплексный: туристический, пассажирский и грузовой — рейс. На пристанях, когда туристы уходили на экскурсии, экипаж теплохода разгружал грузы. Особого сервиса не было. И команда, и пассажиры питались в одном и том же судовом ресторане.
Только к середине 70-х годов на Амуре появились специализированные туристические суда. Это были три теплохода из Хабаровска, два из Благовещенска и еще два — из Комсомольска-на-Амуре.
– Туристический маршрут был рассчитан на две недели, — вспоминает в беседе с корреспондентом РП Ольга Мошкина, работавшая в советское время в Бюро молодежного туризма «Спутник». — Это долгий срок, поэтому отдыхающим был нужен достаточно высокий уровень комфорта. Чтобы они не заскучали в перерывах между стоянками, на каждом из теплоходов были кинозал, танцплощадка, библиотека, музыкальный салон, зал для занятий физкультурой. Выступали с концертами вокально-инструментальные ансамбли, проводились вечера художественной самодеятельности. Развлечений было много, и спрос на путевки был очень большой. Часть путевок распределяли по предприятиям, а оставшиеся раскупали еще весной, задолго до начала навигации. На Амур стремились попасть со всего Советского Союза, достать путевку на круиз считалось большой удачей. Были и туры выходного дня, их раскупали в основном наши местные предприятия.
В 1981 году туристический флот Амура пополнился четырехпалубным лайнером «30 лет ГДР», рассчитанным на 360 пассажиров. Его перевезли с Черного моря: через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны. Этот современный корабль стал флагманом амурской флотилии — однако остальные теплоходы к тому времени уже морально и технически устарели и нуждались в реконструкции.
– Суда типа «Ерофей Хабаров», построенные по «проекту 305», к восьмидесятым годам необходимо было модернизировать, — говорит Александр Сенченко. — После долгих бюрократических процедур и согласований с Москвой их решено было отправить на реконструкцию в Харбин. Первым в 1988 году туда отправился теплоход «Василий Поярков». В три последующих года один за одним в Харбине прошли модернизацию теплоходы «Миклухо-Маклай», «Пржевальский» и «Ерофей Хабаров». Реконструкция каждого из кораблей обошлась примерно в 3,5 миллиона долларов. В итоге они стали трехпалубными. Были оборудованы двухкомнатные каюты класса «Люкс», а в обычных каютах были установлены душ, умывальник, унитаз, а также кондиционеры. После реконструкции по уровню комфорта наши суда вплотную приблизились к круизным лайнерам, которые строились в те годы в Чехословакии, ГДР и Австрии по заказу СССР.
Век железный
– Начиная с 1992 года, туристические теплоходы стали, в основном, выполнять рейсы в речные порты Китая, — вспоминает Сенченко. — Но это был уже не туризм, не круизы, а шоп-туры. Поэтому теплоходы класса «Ерофей Хабаров» с этого направления быстро вытеснили российские и китайские суда на подводных крыльях, выигрывающие по скорости. Туристические лайнеры еще несколько лет выживали на энтузиазме капитанов, но не смогли удержаться «на плаву» в новых рыночных условиях.
В 2010 году на металлолом по бросовой цене были проданы теплоход «Капитан Котенко» (бывший «Михлухо-Маклай»). Теплоходы «Граф Муравьев-Амурский» (бывший «Пржевальский») и «Ерофей Хабаров» за бесценок, по стоимости металлолома, купили рыбопромышленники, которые переоборудовали их под рыбозаготовительные плавбазы. Поэтому для туристов эти суда потеряны навсегда. Остался «Василий Поярков».
– Наши теплоходы умирали вслед за своими капитанами. Стоило кому-нибудь уйти на пенсию или по состоянию здоровья, судно сразу продавали или распиливали на металлолом. То, что «Василий Поярков» смог продержаться так долго, полностью заслуга капитана Виктора Петровича Слюсаря, — говорит Александр Сенченко. — Чтобы сохранить теплоход, он взял на себя все расходы по его содержанию. Старался заработать своему кораблю «на жизнь» как мог, даже организовал плавучий детский оздоровительный лагерь. Капитан был готов выкупить теплоход по арендной стоимости, но в 2013 году пароходство решило продать судно другому покупателю, который предложил более высокую цену. Какая судьба будет у этого теплохода, покажет время. Очень жаль, что не удалось сохранить все четыре теплохода. При надлежащем уходе они могли и сто лет прослужить. Строить теперь взамен них новые суда обойдется гораздо дороже.
«Василий Поярков», реконструкция которого в 1989 году обошлась в 3,5 млн долларов США, в конце 2013 года был продан за 4 миллиона. Но уже не долларов, а рублей — фактически за бесценок.
Помимо «Василия Пояркова», до наших дней дожил еще один небольшой теплоход — «Георгий Седов», принадлежащий Амурскому судостроительному заводу. Но и его, скорее всего, флот потеряет: в этом году завод получил разрешение от Российской судостроительной корпорации продать корабль, а если покупателя не найдется, то сдать его на металлолом.
Что до четырехпалубного «30 лет ГДР», переименованного в 1990 году во «Владимир Арсеньев», то по Амуру он ходил до 1993 года. Затем был продан во Владивосток, где из него сделали гостиницу. Потом — в Южную Корею, где превратился в пляжный отель города Пусана. В 2003 году, после урагана, судно повалилось набок на берег, и в 2004-м его разрезали на металлолом прямо на набережной.
Век новый
Сегодня туристов в многодневные круизы по Амуру не возят. Единственный доступный вариант речного путешествия — поездка на стареньком «Метеоре», которая занимает 2–3 дня в зависимости от маршрута.
– Мы можем предложить только суда на воздушной подушке, — поясняет корреспонденту РП ведущий менеджер туристического агентства «СВ-тур» Алена Никоненко. — У одного из хабаровских туроператоров есть еще один вариант поездки — на мини-теплоходе, переделанном из краболовного судна, но он рассчитан на группы не более 12 человек. И хотя к нам часто обращаются из других регионов, реальных речных круизов мы предложить не можем. Очень надеемся, что с реализацией проекта «Амур-батюшка» варианты появятся. Спрос на это направление, безусловно, есть. Всем уже приелся отдых в Китае или Таиланде. Если будет обеспечен достаточный уровень комфорта, то нам удастся массово привлечь как хабаровчан, так и других жителей Дальнего Востока, Сибири. Ведь на Лене, скажем, тоже сейчас ничего нет. Кстати, существует не только внутренний спрос. К нам обращаются китайцы, американцы, японцы, тайцы, многие готовы приехать большими группами. Есть пожелания даже по специализированным турам: например были желающие приехать понаблюдать за птицами. Если появится возможность, мы разработаем востребованные маршруты. В общем, спрос будет — было бы предложение.
Эксперты туристического рынка подчеркивают: просто построить суда недостаточно. Нужно еще создать современную инфраструктуру на всем пути следования лайнеров, на местах всех перспективных стоянок: в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Троицком, Николаевске-на-Амуре, Богородском. Восстановить хабаровский Речной вокзал, который пришел в полное запустение с советских времен.
– Проект «Амур-батюшка» предполагает создание прогулочного речного маршрута, общая длина которого составит около 4 тысяч километров. Планируется, что по нему будут ходить современные комфортабельные суда речного и морского классов, — заверяет корреспондента РП заместитель министра культуры Хабаровского края Виталий Селюков. — По маршруту движения судов будет создана полностью обустроенная туристическая зона.
В этом проекте будет и еще одна проблема: поиска надежных и профессиональных экипажей.
– Помните, как в советском кинофильме «Волга-Волга» бравый моряк говорил: «Я на этой реке все мели знаю!» — говорит РП бывший штурман теплохода «Миклухо-Маклай» Владимир Кузьменко. — Это все правда, реку нужно знать как свои пять пальцев. Только так можно гарантировать безопасность пассажира и корабля. Современные приборы — это, конечно, хорошо. Но любой сбой — и пожалуйста: ЧП. Мало ли сейчас таких примеров. Моряки старой школы могли с любым ЧП справиться безо всяких там навигаторов. Сейчас многие капитаны уже умерли, остальные в период неразберихи разбрелись кто куда. Назад уже не вернешь. Преемственность, которая чрезвычайно важна в нашем деле, прервалась. Теперь придется учить новые команды с нуля, а это долго, сложно и дорого. А набрать из других пароходств не получится. Знаете, что каждую ТЭЦ строят строго под определенный вид угля? На угле с другого месторождения она работать не сможет. Вот так и мы, речники, «заточены» под одну реку. На другой работать сумеем только после «реконструкции». Построить новые суда будет намного проще, чем собрать для них команду. Хотя возродить туристические круизы на Амуре — дело в любом случае благородное. Будем надеяться, что все получится.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости