Новости – Общество
Общество
«Аленка» для Си Цзиньпина
Харбин. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»
За последние два года Китай полюбил российские продукты и русских поваров
7 июня, 2016 23:57
7 мин
Русские продукты завоевывают Китай, а расхожее выражение из 90-х «Китай прокормит» сегодня диаметрально поменяло смысл. В последние два года, с изменением курса мировых валют, в Поднебесной стали расти торговые площади для хранения и реализации российских товаров, а владельцы заведений из КНР начали приглашать на работу поваров с нашего Дальнего Востока. «Русская планета» узнала, как Россия учится вывозить, а не ввозить еду через Амур и за что в самом Китае так быстро полюбили нашу кухню.
Основной объем российских товаров, приходя в Китай, остается в приграничных районах: там нет проблем с логистикой и рынком сбыта, готовы и инфраструктура, и потребитель. Китайских компаний в приграничном городе Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), занимающихся импортом российских товаров, сегодня несколько сотен. То же самое наблюдается и в приграничном Хуньчуне (провинция Цзилинь) — экспортно-импортные компании растут как грибы.
Власть и бизнес в КНР занялись строительством рынков, где можно торговать оптом и в розницу: там есть как складские терминалы, так и супермаркеты. В том числе развивается сектор электронной торговли, притом не только в крупных городах, но и в сельской местности.
На китайских прилавках сегодня продают нашу муку и зерновые, кукурузу, сою, рыбу, кедровые орехи, подсолнечное масло и любую продукцию из семян подсолнечника, например козинаки или халву. В приграничных провинциях стали открываться не только магазины с русскими продуктами, но и мини-пекарни, где пекут по российским рецептам. В таких пекарнях рассказывают, что старшее поколение чаще покупает хлеб, а молодежь предпочитает сладости и торты.
Прилавок супермаркета в Суйфэньхэ. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»
Прилавок супермаркета в Суйфэньхэ. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»
В столице провинции Цзилинь городе Чанчуне с ноября 2015 года успешно работает торговая сеть «Екатерина». К маю 2016-го средний чек в первом магазине увеличился почти на 40% по сравнению с первыми днями после запуска. В этом году хозяева планируют открыть еще несколько точек продаж и пекарен, в том числе и за пределами провинции.
– По этому проекту мы работаем уже больше полугода совместно с китайской корпорацией «ОУЯ», — рассказывает РП гендиректор компании Инна Чупрова. — Сначала предложили местному населению продукцию разных направлений: продовольственные товары, сувениры, ювелирные изделия и выпечку. Сейчас уже можно делать выводы: спросом пользуются подсолнечное и соевое масло, мука, мед, морепродукты, соки, вода, пиво, шоколад.
По словам Чупровой, в кондитерской работают русские профессионалы, и их творения значительно отличаются от местных по рецептуре: у китайцев хлеб сладкий, в отличие от нашего соленого. 28 мая в Чанчуне кондитеры «Екатерины» провели первый мастер-класс в самом большом торговом центре Азии, занесенном в Книгу рекордов Гиннесcа. На него пришло сразу 150 зрителей, и организаторы задумались о проведении таких мероприятий на регулярной основе.
– Мы готовы сегодня предложить многим российским компаниям сотрудничество по поставке российских товаров, так как спрос есть. В совместных планах с китайскими партнерами — открыться в каждой провинции Китая, в торговых центрах «ОУЯ», а также создать сеть российских ресторанов: китайцы любят ходить в общепит, — говорит предприниматель.
Мастер-класс по российским сладостям в Чанчуне. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»
Мастер-класс по российским сладостям в Чанчуне. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»
В России появились уже и посредники, набирающие поваров для работы в Поднебесной. Как рассказал «Русской планете» представитель такой компании в Хабаровске Сергей (фамилию и название фирмы он отказался называть из коммерческих соображений), отобранных специалистов — обязательно с профильным образованием — направляют на работу в Пекин. К примеру, на последний к сегодняшнему дню «кастинг» пришли десять человек. Из них после экзамена на мастерство взяли двоих, которым предложили стартовую зарплату в 60 тыс. рублей, питание и проживание за счет компании.
– Вы наверняка замечали: когда китайские туристы едут на родину от нас, то скупают конфеты, шоколад. Пробовали их конфеты? У них там соя в основном, а у нас продукт вкуснее, — отмечает он.
Падение рубля — не единственная причина роста интереса к нашей еде в КНР. Соучредитель компании «RussianSweets», поставляющей в Китай российские продукты (в том числе детское питание), Владимир Михеев говорит, что рост импорта диктует госполитика Компартии. На последнем съезде партия приняла новую стратегию развития страны и взяла курс на потребление.
– Дело в том, что китайцы стали богатыми, и большая часть капитала тратилась ими за рубежом, а это не совсем выгодно. Поэтому и началась оптимизация логистической инфраструктуры, стали создаваться таможенные и бондовые зоны в разных провинциях Китая, появились торговые сети с импортным сегментом и экологически чистыми продуктами. Такая политика позволила сохранить экспорт производимой в КНР продукции и увеличить импорт из стран Европы и США. Россия в этот процесс, к сожалению, включилась в последнюю очередь, хотя и имеет сухопутную границу с этой страной, — говорит он «Русской Планете».
И, что важно, китайские идеологи хотят ввозить качественные и экологичные продукты. А по мнению многих экспертов, наша еда сейчас выглядит в этом смысле оптимальной по соотношению цена/качество.
– У нас все равно так или иначе — естественно, не на всех предприятиях — соблюдаются нормативы ГОСТа. Исходное сырье и материалы у нас намного качественнее. Так сложилось исторически. Может быть, свою роль сыграли наши вкусовые предпочтения, культура потребления, — говорит РП глава Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края Иван Суханов.
По оценкам Euromonitor International — мирового лидера среди независимых компаний, специализирующихся на стратегических исследованиях рынка, — средний класс в КНР растет и будет расти, к 2020 году он составит 700 млн человек (сейчас — 316 миллионов). Еще ряд экспертов говорят, что к этому же периоду потребительский рынок КНР обгонит американский. Российским производителям самое время занимать на нем все ниши, какие можно: на ввоз некоторых продуктов в Китае (как, например, на молоко) действует законодательное ограничение.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости