Новости – Общество
Общество
«Война план покажет»
Фото: сайт администрации Комсомольска-на-Амуре
Будут ли в Хабаровском крае дальше дешеветь продукты
27 февраля, 2015 13:39
5 мин
В Хабаровском крае у целого ряда поставщиков упала стоимость свинины, гречневой крупы, картофеля и цыплят-бройлеров. Об этом 25 февраля сообщило региональное управление антимонопольной службы. Свинина у отдельных оптовиков подешевела на 11,5%, гречневая крупа — почти на 10%.
Эксперты, опрошенные «Русской планетой», объясняют «ценопад» политическими усилиями и снижением курса доллара. Но сказать, будут ли продукты дешеветь дальше, пока не берутся.
– Если вы смотрите телевизор, то наверняка знаете, что и президент, и правительство призывают (сдерживать рост цен на продукты — Примеч. РП.). При этом в законах никаких конкретных рычагов не прописано: у нас все-таки рыночные отношения, и нет ничего, кроме каких-то соглашений о том, чтобы не поднимать цены в связи с событиями в мире и в России. Возможно, речь идет о политической воле и сознательности предпринимателей — не более того. Прогнозы на будущее делать пока рано: как говорится, «война план покажет», — комментирует РП Елена Беляева, начальник отдела контроля экономической концентрации УФАС по Хабаровскому краю.
В сети гипермаркетов «Самбери» условий для дальнейшего снижения цен, однако, пока не видят.
– Пока ожидается только повышение, — сообщила РП Татьяна Милютенко, представитель компании «Невада», владеющей сетью «Самбери». По ее словам, сейчас стоимость мяса в магазинах этой сети снижается, а крупы продолжают дорожать. И удешевление мяса связано с тем, что до Нового года поставщики завысили цены, ожидая больших продаж, но обманулись: население стало экономить деньги.
– Соответственно, мясо залеживается. Чтобы нивелировать убытки, поставщики стали снижать цены. Это касается мяса охлажденного. Если говорить о замороженном мясе, то на наш рынок поступает мясо из Китая, стоимость которого немного дешевле другого импортного, — отмечает Милютенко,
Что касается крупы, то первой причиной роста цен на нее владельцы сетей называют неурожай. Вторая причина — из-за резкого падения рубля отечественным производителям стало выгоднее продавать крупу за границу, и на российских прилавках ее стало еще меньше.
– Еще один факт: перед Новым годом власти ограничили вывоз зерна за рубеж, поэтому стоимость на время заморозилась, но с января вывозы вновь возобновились, и, соответственно, стоимость крупы стала расти, — добавляет Милютенко.
Как говорит гендиректор торговой сети «Пеликан» Максим Варфоломеев, сейчас цены на продукты по сравнению с концом 2014 года немного стабилизировались, но магазины все равно пока могут анализировать лишь ближайшее будущее.
– Я пока не могу сказать, что это тенденция, потому что тенденция должна продолжаться в период какого-то времени, а данные изменения произошли буквально в считаные дни, — отметил он в интервью РП, добавив, что упала цена лишь отдельных видов мяса. К примеру, подешевели корейка, грудинка и окорок, при этом свинина высшего сорта — «экстра» или на кости — наоборот, выросла в цене. Курятина в «Пеликане» дешевле не стала.
– Цены снижены поставщиками — и соответственно, на прилавок товар попадает с более низкой ценой. Наценка в магазинах не скачет, она такая, какая есть. То есть если пришел товар на 10% дороже, наценка остается одинаковой, но товар, соответственно, будет на 10% дороже, — поясняет Варфоломеев.
В свою очередь, падение цен у оптовиков, по его мнению, может быть результатом снижения курса доллара, который стал стоить меньше 60 рублей впервые с января.
– Существуют определенные правила по предупреждению заказчиков об изменении цены: у кого-то за две недели, у кого-то — за месяц, но после событий конца этого года у нас сложилась такая ситуация, при которой поставщики просто физически не могли нас информировать в установленные контрактом сроки об изменении цены. Потому что она, особенно в конце декабря, менялась в день по 4-5 раз. Сейчас уже такой чехарды нет. Об изменении цены нас предупреждают, и мы к этому готовимся. Среднестатистический супермаркет заказывает продукцию два раза в неделю. К примеру, если мы знаем, что через два дня у поставщиков повысится цена, мы можем увеличить товарный запас и на некоторое время удержать старый ценник. Учитывая сложившуюся на рынке ситуацию, каждый магазин стремится удержать более низкие цены, потому что покупатель сейчас ориентируется именно на это, — добавляет гендиректор сети «Пеликан».
По мнению топ-менеджеров розничных магазинов, более долгосрочные прогнозы о ситуации на продуктовом рынке можно будет делать не раньше мая. «Ценовая истерия», по их мнению, прошла: поставщики стали вести себя спокойнее, а чиновники и надзорные ведомства усилили контроль над спекуляциями. Кстати, по мнению Максима Варфоломеева, внимание властей к ценам на продукты идет даже на пользу добросовестным предпринимателям.
– Не могу сказать, что власти нас замучили проверками. Проверяют сейчас всех, просто поначалу было непривычно. Мы даже видим определенную пользу в этом особом внимании к цене продукта: оно приносит спокойствие, потому что благодаря ему приструниваются все те, кто в конце прошлого года старался заработать на всеобщей панике, когда мы получали от поставщиков информацию о баснословном изменении цен, уведомления о том, что они снимают с себя обязательства по контракту. Сейчас мы можем планировать свои движения, хоть и на крайне краткосрочную перспективу, — говорит коммерсант.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости