«Сейчас у нас “рулят” не хабаровские школы, а Чегдомын и Новый Ургал»
«Сейчас у нас “рулят” не хабаровские школы, а Чегдомын и Новый Ургал»

Зачем в Хабаровском крае переучивают молодых школьных педагогов

– Те, кто пользуется майл.ру — налево, «яндексы» — сюда, «гуглы» — здесь.

Подопечные доцента Любови Беляевой, молодые преподаватели Хабаровского края учатся создавать «информационный продукт» с использованием возможностей интернета, чтобы рассказать программу урока детям с его помощью. Это одно из занятий в рамках трехдневного семинара для молодых педагогов, организованного Хабаровским краевым институтом развития образования. Его устроители рассказали «Русской планете», почему в нынешней школе преподавать сложнее, чем еще несколько лет назад, и как совместить «продвинутое» обучение с государственной политикой в отношении школ.

– Мы проводим всевозможные опросы, диагностику, мониторинг. Выясняется, что элементарные вещи «страдают». Навыков дисциплины в классе нет — а как без этого вести урок? — комментирует РП Ирина Хачко, старший методист отдела экспертизы деятельности работников образования Хабаровского края в институте. — Среди проблем у молодых специалистов — очень большой объем всевозможной документации, которую нужно оформить: рабочую программу напиши, журнал заполни. Раньше было лишь календарно-тематическое планирование, где у тебя тема, количество часов и то, чему ребенка научили. А сейчас же они составляют рабочую программу, сами ее разрабатывают. Здесь вопрос: могут ли они это сделать? Надо помочь. Я не знаю, учат этому в институте или нет.

По итогам наших опросов молодых специалистов выясняется, что теорию они знают, а вот с практикой проблемы, — продолжает Хачко. — Вот я пришла, вот журнал передо мной. Как его заполнять? Научите. А всевозможные письма-приказы — как с этим работать? Еще вопрос: в классе по нормам 25 детей, среди них могут быть два-три ребенка седьмого или восьмого вида обучения — то есть те, кто испытывает трудности в получении образования и не может освоить программу. Ему нужен индивидуальный подход. Это жизненные обстоятельства современного учителя.

Не всегда есть возможность этого ребенка индивидуально обучать. Не всегда его мама или папа согласятся пройти медико-педагогическую комиссию — не хотят, чтобы его признали учеником того вида. Учитель это понимает, родители ничего не делают, перевести его в отдельный класс коррекции никто не может.

Или другой пример: в первый день семинара мы их (молодых педагогов) познакомили с профессиональными стандартами. Для учителя стандарт выпустили в 2013 году, для педагога дополнительного образования — в 2015-м.

– А школы до них эту информацию не доводят?

– Мы пришли именно к такому выводу. Провели опрос, попросили поднять руки тех, кто с ним знаком. Поднял руку один человек из сорока. Спросили, кто слышал об этом документе — примерно половина аудитории руки подняли.

А это же государственная политика, государственный заказ. На семинаре мы их знакомили с этим документом в форме деловой игры — надеемся, первый шажок сделали.

– Какие общие черты вы могли бы выделить в этом новом поколении педагогов?

– У них глаза горят, они хотят меняться, что-то изменить на конкретном своем уроке. Они не просто отсиживают, «отбывают» — они работают в школе и уходить оттуда не собираются, да и мы все для этого сделаем.

Кстати, у нас сейчас очень много молодых педагогов, которые внешне и по возрасту немолоды, но они отработали где-то еще и возвращаются в школу. Почему? Может быть, из-за экономики, из-за сокращений. Сейчас говорят, что зарплата учителя вроде на самом деле стабильная и достойная.

– Какими качествами и навыками должен обладать молодой педагог сегодня?

– Поколение детей, которое мы сейчас учим, имеет «клиповое» мышление — то есть они воспринимают информацию в движении и в больших объемах. Учитель должен уметь использовать все: в частности технику, информационное поле, чтобы дать ребенку разные точки зрения.

– А сейчас, учитывая новости про «единые учебники», можно сказать, что ребенку в школе дают разные точки зрения?

– Не знаю, как кто, но когда я работала (преподавателем истории и обществознания — Примеч. РП.), я давала, я не была таким авторитарным учителем — что, мол, только коммунисты правы или только эсеры.

***

По мнению коллеги Ирины Хачко Любови Беляевой, доцента кафедры теории и методики обучения в Хабаровском краевом институте развития образования, нынешние тренды в государственной образовательной политике свободу учителей не ограничивают, а вот за современными технологиями порой не могут угнаться даже молодые педагоги.

Фото: Евгений Кармаев / ТАСС

Фото: Евгений Кармаев / ТАСС

– Требование времени — федерального государственного образовательного стандарта — хорошо тем, что в нем, кроме требований к результату, есть требования к условиям. Есть школы, в которых условия для реализации этих образовательных стандартов уже созданы. Иногда возникают проблемы в том, что такие возможности есть, но люди не умеют ими пользоваться. Дело тут не только в возрасте — есть очень активные представители более старшего поколения, а есть молодежь, которая некоторые вещи совершенно не понимает. Почему? Потому что у них картинка в голове только такая, какую дали в школе, а в институте они ничего не взяли. И вот этот отпечаток из головы выбить очень сложно.

Наш президент, говоря о повышении квалификации учителей, приводил такой пример: в Южной Корее опытных пилотов не пересаживают на новые «боинги», обучают новых сотрудников. Почему? Потому что в экстремальных ситуациях для учителя — когда он закрыл дверь и остался в классе один — он начинает хвататься за те «рычаги», пользоваться которыми уже когда-то научился. Поэтому основной способ — это обновление кадров, а не повышение квалификации. И когда мы собираем молодых педагогов, мы стараемся им показывать новые технологии.

– Но здесь у вас есть возможность использовать эти технологии, а вот вернется преподаватель в свой, скажем, Николаевский район, и тогда что?

– Вы не представляете, какой в Николаевском районе медиацентр. В районах края все это есть. Сейчас у нас не Хабаровск, а Чегдомын и Новый Ургал «рулят»: в блогах, в сервисах создают такие вещи в сфере «перевернутого» обучения — это просто невероятно.

– А как у нас сейчас сочетаются эти западные компьютерные технологии с одной стороны и образовательные стандарты, единые учебники и политический курс на дистанцирование страны от Запада с другой?

– Инновационную экономику без фундаментальных знаний не построишь. То есть остается классика предмета, классика содержания, дальше — остальное. Россия сейчас зависла между двумя берегами, мы выбираем такую линию, чтобы хорошо было и тем, и другим, рационально соотнося эти вещи.

Сегодня все прекрасно понимают (даже Путин в своем послании первым делом говорил об этом), что дети, образование — это «передний фронт». Мы — единственная страна в мире, которая заявила о переходе на электронный учебник. С точки зрения единости, если он будет один — почему нет? А дальше вы можете пользоваться другими ресурсами. Формат единого учебника есть, но это не отменяет многообразия и вариативности.

– То есть тот же общий учебник истории, на ваш взгляд, не ограничивает возможности и творческую свободу учителя и ученика?

– Конечно, нет. Возьмите один электронный учебник, а дальше пользуйтесь любыми материалами. Это вариативность в единой системе. Точно так же сегодня нужно рассматривать новую концепцию — единую сеть национальных библиотек. Это своего рода «централизация» знаний. Я не думаю, что в этом есть опасность.

У нас, наоборот, такие законы — начиная с закона об образовании, — которые как раз гарантируют свободу и вариативность, даже «децентрализацию власти», то есть вы свободны в выборе учебников и программы. Но только должна быть осознанная ответственность за эту свободу.

Везет через раз Далее в рубрике Везет через разПочему в Хабаровске одновременно банкротится весь бюджетный транспорт и закрывают дорогу маршруткам Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»