Классная работа
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Хабаровские депутаты предлагают вернуть в школы обязательный детский труд

Депутаты Закдумы Хабаровского края поддержали законопроект коллег из Республики Алтай о возврате «общественно полезного труда» в школы страны. Авторы идеи предлагают внести поправки в закон «Об образовании» и включить в него понятие «трудовое воспитание».

Под этим термином будут подразумеваться не только уроки труда, но и уборка своего рабочего места, класса, уход за животными и растениями в «живых уголках», посадка цветов на клумбах и участие в субботниках. Сейчас привлекать детей на подобные работы школа может только с согласия родителей.

По мнению парламентариев из Алтая, реформа необходима, чтобы воспитать в молодых россиянах трудолюбие. Депутаты в Хабаровском крае с ними согласны. Инициатива обсуждается как раз к 20 ноября — очередной годовщине принятия международной Декларации по правам ребенка и Конвенции о правах ребенка.

«В настоящее время государство и общество ставит перед школой задачу воспитания высоконравственной личности, ориентированной на российские традиционные ценности, способной реализовать свой потенциал в современных условиях. Сделать это без трудового воспитания невозможно, — цитирует пресс-служба регионального парламента Ирину Белову, члена заседания комитета по науке, образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательной думы Хабаровского края.

По действующим российским законам, ответственность за детей в возрасте до 18 лет лежит на родителях, а ответственность за учебный процесс и система принятия решений находится в ведении совета школы, напоминает уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Светлана Жукова.

– Вся трудовая деятельность ребенка должна быть либо подчинена учебному процессу (например, выкапывание растений в рамках урока биологии), либо — если речь идет о, например, уборке территории — должна проводиться с согласия их родителей. Закон другого толкования не имеет, — поясняет РП детский омбудсмен.

К примеру, дежурство в классе, по уставу школ, регулируется распорядительным актом, который также издается с согласия родительского комитета. В нем прописаны порядок дежурств и основные обязанности детей.

При этом не стоит забывать и том, что, согласно российской Конституции, труд свободен, а принудительный труд запрещен, добавляет хабаровский юрист Вита Байкова. К тому же, Россия подписала международные соглашения, запрещающие эксплуатацию детского труда.

– Как родитель, я — за то, чтобы мой ребенок что-то сделал на благо школы, — рассказывает РП Байкова, у которой двое детей. — Но это не должно быть заключено в жесткие рамки в стиле «иди и сделай». Это все равно должно быть на добровольной основе. Если ребенок не хочет по каким-либо причинам, заставлять его нельзя.

«Обязаловка» в вопросе трудового воспитания ни к чему положительному не приведет, считает и детский и семейный психолог Александра Саницкая.

– С точки зрения психики ребенка важно, как эта работа будет преподнесена классными руководителями или дирекцией школы. Принцип «заставить» никому никогда ничего хорошего не приносил. В этом случае в человеке не развивается своя инициатива, не формируется собственное отношение к происходящему, а ближе к подростковому возрасту такой подход может вызвать протест, — говорит она. — С другой стороны, при правильной подаче трудовые занятия могли бы пойти на благо детям, к примеру сплотить школьный коллектив, у которого, помимо уроков за партами, появились бы совместные мероприятия.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

По мнению Ирины Быхановой, заместителя начальника управления образования администрации Хабаровска, систему трудового обучения детей в российские школы вернуть необходимо.

– Труд — это один из воспитательных элементов. Учит уважению к своему классу, к своей школе. Если мы любим свой класс и школу, то мы любим и свой город и свою страну. Это часть патриотического воспитания, — говорит РП Ирина Быханова. — Конечно же, дети должны быть ответственны за состояние и кабинета, и доски, и территории вокруг школы. Думаю, тогда у нас будет меньше мусора, меньше «бычков» от сигарет... Я только «за».

При этом Быханова, раньше работавшая директором школы, не исключает протеста против новой законодательной инициативы.

– Думаю, реакция родителей будет разной. У нас сейчас разные родители, разные дети, какие-то противоречия будут однозначно. В одном из городских образовательных учреждений была подобная трудовая программа. И в ней, конечно же, были и отрицательные моменты. И родители, и дети бравировали тем, что «мы можем и не мыть, мы можем и не убирать». То есть какой-то эгоизм в этом есть. Думаю, что если мы сейчас будем возвращать все назад, будет больше противоречия от детей, нежели от родителей, потому что дети привыкли уходить и, к примеру, не поднимать за собой стулья. Спрашиваешь их: «Как это так?» Они отвечают: мол, записано, что мы не обязаны работать. И не каждая мама скажет: «Молодец, Клара Ивановна, что заставила моего ребенка». Иные спросят: «А на каком основании?»

С мнением чиновницы согласна и зампредседателя Хабаровской городской думы, глава комитета по социальным вопросам Александра Гаврилова.

– Считаю, что общественно полезный труд еще никому не навредил. Он и был в наших школах с давних времен, — говорит РП Гаврилова. — Во-первых, дети значительную часть времени проводят в школе. Кто пачкает? Конечно, они сами. То есть, по идее, за собой надо убирать. Во-вторых, молодое поколение надо приучать к физическому труду. Физический труд помогает развиваться и умственно. Так что не вижу ничего страшного в том, что ребенок почистит территорию или уберет бумаги — но при условии, что школа обеспечит его всем необходимым инвентарем.

Депутат добавляет: дежурство в классе, по ее мнению, не эксплуатация детского труда, а самообслуживание. Там, где необходима профессиональная работа — в туалетах, столовых, лестничных пролетах, — должен работать специальный персонал.

– Среди наших депутатов есть директора школ, которым родители заявляют, что, мол, мой ребенок не нанимался в дворники. Они против категорически! «Почему это мой ребенок выносит мусор? Я считаю, что это его недостойно». То есть ребенок в своей жизни еще ничего особого не сделал, но такая работа его недостойна. Уже идет речь о том, что и доску дети не вытирают. Что ж получается, мы вообще белоручек растим? — задается вопросом парламентарий.

Детский омбудсмен напоминает: главное в вопросе возвращения «трудового воспитания» в школы — это польза для ребенка.

– Если это разовьет ребенка, будет способствовать овладению другими знаниями, то, конечно, это полезно. А если, кроме «обязаловки», рутины, ничего подобная работа не приносит, то, естественно, ничего хорошего от нее не будет, — рассуждает Жукова.

А по данным министерства образования Хабаровского края, в регионе сейчас развивается немного другая модель приучения школьников к физическому труду. Скоро старшеклассники смогут параллельно с общеобразовательной программой овладевать рабочей специальностью. Закон об образовании такое допускает, а родители восприняли идею «на ура». Апробировать эту технологию планируется уже в конце нынешнего учебного года.

«Каждую провинцию в Китае возглавил выпускник хабаровской интербригады» Далее в рубрике «Каждую провинцию в Китае возглавил выпускник хабаровской интербригады»Россияне и китайцы создают на Амуре музей секретного разведсоединения времен Великой Отечественной войны Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»