«Тему войны мы ждали»
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Итоговые сочинения хабаровских выпускников получились совсем не о Великой Победе

В Хабаровском крае сдали первые итоговые школьные сочинения, которые с этого года необходимы для допуска к ЕГЭ. Их писали около 5,5 тыс. человек, и 99% успешно справились с заданием. Самой популярной из пяти предложенных тем оказалась «антивоенная», основанная на цитате Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войны».

Член проверочной комиссии, учитель русского языка и литературы школы № 80 в Хабаровске Наталья Ушкова рассказала «Русской планете», согласились ли выпускники с Пушкиным и что они писали о войне на Украине.

– Наталья Ивановна, что вы можете сказать об уровне грамотности школьников, написавших сочинения?

– Почти все ребята справились, получили зачет. То есть сказать, что работы были безграмотными, я не могу. Дети справились с заданием на достаточно высоком уровне.

Чаще всего встречались речевые и грамматические ошибки. Детям порой с трудом удавалось формулировать свою точку зрения грамотно. В работах встречались корявые речевые обороты: они стремились соригинальничать, но, к сожалению, им это не всегда удавалось.

Наталья Ушкова. Фото: Евгения Кульгина

– Стало ли решение вернуть сочинение в итоговую аттестацию неожиданностью для учителей?

– Мы узнали о том, что это может произойти, в прошлом году. Но мы работаем в системе и в любом случае готовим детей к сочинению в части «С» ЕГЭ по русскому языку. И мы, по сути, и на уроках русского, и на уроках литературы готовим детей к творческой работе. Это для нас привычно.

Я, например, в конце урока даю задания на 15-минутные эссе — рассуждения о какой-то из проблем, которые мы рассматривали в ходе занятия. Это тоже помогает детям подготовиться к сочинению — научиться в письменной форме формулировать свою точку зрения.

Сама система ЕГЭ — тестовая. Работать по такой системе несложно, экзамены очень легко проверять, так как подобная форма предполагает проверку по ключам. А выслушивать детей — это очень серьезная работа, требующая времени.

В целом современные дети, как это ни горько осознавать, от книги отходят. А ведь сочинение напрямую связано с литературой: в задании детям предлагается подобрать аргументы из художественной литературы, а это требует читательского опыта.

– И его не хватает даже с появлением гаджетов, позволяющих читать что угодно и где угодно?

– Если бы они пользовались теми же гаджетами для того, чтобы читать книги, мы были бы очень рады. И если дети не успели взять в библиотеке книгу и открывают электронные носители, чтобы читать, мы не против. Однако если мы говорим об изучении романов, то на гаджете закладки сделать трудно, что-то подчеркнуть и оставить свой комментарий или задать вопрос, если он возникает, тоже трудно. А мы детей учим правильно читать.

– Удается ли заинтересовать школьников литературой?

– Конечно, есть отдача. Видно, когда у ребенка глаза блестят, загорается душа. Однако это при одном условии — если загорается сам учитель. По-настоящему изучающих литературу детей у меня в классе, к примеру, один-два человека. Однако заинтересованных, читающих — много. Их можно увлечь, с этим нет проблем.

Каждый год, по моим наблюдениям, читающих учеников становится все меньше. Я уже 15 лет работаю в школе и вижу, что дети все сильнее отдаляются от книги. Появилось очень много книгозаменителей, и книге очень сложно стало конкурировать с ними. Однако мое глубокое убеждение — в том, что деградация общества начинается с того момента, когда человек отказывается от книги.

Если родители видят в руках своего ребенка образцы отечественной или зарубежной классики, я думаю, они могут быть спокойны за интеллектуальное развитие своего ребенка и за его нравственное здоровье. Больной вопрос в том, как сделать произведения классики настольными книгами подрастающего поколения. Для этого нужно научить детей читать: я подразумеваю не умение складывать слоги, а умение общаться с великими мастерами художественного слова, потому что это, прежде всего, люди, которые прошли суровую школу жизни и им есть что сказать.

– Есть ли произведения, наиболее популярные у большинства детей?

– Конечно. В пятом классе мы только что прошли «Кавказского пленника» Льва Толстого. Я получила живой отклик, детям очень понравилось. В восьмом классе это тургеневская «Ася» о первой любви, в десятом классе это «Преступление и наказание». Дети очень любят Лермонтова — «Героя нашего времени». Мы рассуждаем об эгоизме, об одиночестве эгоиста.

– Самой популярной темой среди хабаровских школьников стала «антивоенная». О чем в своих работах пишут будущие выпускники?

– В целом дети категоричны в своих оценках военных событий, говорят об антигуманной сущности войны, отмечают, что война не может быть способом решения проблем человечества. Вот несколько цитат из сочинений:

«Я не согласна с мнением Александра Сергеевича Пушкина. События на Украине доказывают, что со временем человеческое общество так и не поняло всю бессмысленность и жестокость войн. В стране разруха, идет гражданская война, погибают совершенно невинные люди. Война заставляет взглянуть на мир другими глазами. Спустя долгие годы люди так и не вынесли урок ее истории. А писатели и поэты по сей день пытаются доказать нам, что война — самое худшее, что может произойти на Земле».

«Я не могу согласиться со словами великого поэта. К сожалению, люди этого не понимают. Сегодня на территории некогда братской страны идет гражданская война. Это война, действительно, является глупой, бессмысленной и жестокой, в которой солдаты не понимают, за что они сражаются».

«Война — это, пожалуй, самое страшное, что может произойти в нашей жизни… Причин для ее начала может быть много. Но в основе всегда лежат интересы, причем интересы узкого круга лиц: политиков, диктаторов. Один человек никак не может выразить интересы всех людей. Поэтому начинать войну и вести на нее свой народ, обрекать невинных людей на гибель — это преступление».

«У человечества “короткая память”, с годами оно теряет истинное представление о событиях, до тех пор, пока они не случаются снова… Пока ошибки повторяются, но я верю в человека и соглашаюсь со словами Пушкина, ведь война — это не решение, война — это трагедия. Трагедия человека, трагедия семьи, трагедия страны, трагедия мира».

– На ваш взгляд, темы сочинений в этом году не политизированы?

– Пушкин — великий гуманист. Я думаю, что вряд ли это политика. Скорее, формирование патриотизма. Тему войны мы ждали: ведь приближается юбилей Великой Победы. Что касается ситуации на Украине, я думаю, что дети вправе провести такую параллель.

– А сама попытка вернуть сочинение в качестве отдельного этапа итоговой аттестации, на ваш взгляд, не превратится в способ «насадить идеологию» детям?

– Я знаю, что с инициативой (вернуть сочинение в список экзаменов. — Примеч. РП.) к президенту обратилась жена Солженицына. Ведь что такое литература? Это не просто набор произведений. Это основа национальной культуры. У нас нет возможности, особенно для тех, кто живет на периферии, выезжать в Москву и Санкт-Петербург. Конечно, мы собираем группы и возим туда детей, но редко. А ведь можно говорить о культуре каждую неделю.

– «Свобода слова» у школьников при написании этих сочинений есть?

– Конечно. Дети рассуждают очень свободно. Есть некоторые категорические суждения, но мы их принимаем, почему нет? Мы не говорим: «Ты мыслишь неправильно». Дети пишут так, как подсказывает им душа. Также играет роль то, насколько они следят за политикой.

– С педагогической точки зрения, обоснован ли возврат сочинения как отдельного экзамена итоговой аттестации?

– Сочинение — это попытка найти способ вернуть детей к книге. Насколько она удачная, время покажет. Мне кажется, эта творческая работа может повысить мотивацию школьников к чтению, однако влюбить их в литературу — вряд ли.

Дорогие гости Далее в рубрике Дорогие гостиЭксперт по туризму — о том, как заработать на отдыхающих в Хабаровске в период экономического кризиса Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

18 февраля 2015, 17:07
Да... Когда мы писали сочинения о войне, то не могли подумать, что в наши дни и рядом с нами она тоже возможна.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»