«Аленка» для Си Цзиньпина
Харбин. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»

Харбин. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»

За последние два года Китай полюбил российские продукты и русских поваров

Русские продукты завоевывают Китай, а расхожее выражение из 90-х «Китай прокормит» сегодня диаметрально поменяло смысл. В последние два года, с изменением курса мировых валют, в Поднебесной стали расти торговые площади для хранения и реализации российских товаров, а владельцы заведений из КНР начали приглашать на работу поваров с нашего Дальнего Востока. «Русская планета» узнала, как Россия учится вывозить, а не ввозить еду через Амур и за что в самом Китае так быстро полюбили нашу кухню.

Дешево и вкусно

Основной объем российских товаров, приходя в Китай, остается в приграничных районах: там нет проблем с логистикой и рынком сбыта, готовы и инфраструктура, и потребитель. Китайских компаний в приграничном городе Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), занимающихся импортом российских товаров, сегодня несколько сотен. То же самое наблюдается и в приграничном Хуньчуне (провинция Цзилинь) — экспортно-импортные компании растут как грибы.

Власть и бизнес в КНР занялись строительством рынков, где можно торговать оптом и в розницу: там есть как складские терминалы, так и супермаркеты. В том числе развивается сектор электронной торговли, притом не только в крупных городах, но и в сельской местности.

На китайских прилавках сегодня продают нашу муку и зерновые, кукурузу, сою, рыбу, кедровые орехи, подсолнечное масло и любую продукцию из семян подсолнечника, например козинаки или халву. В приграничных провинциях стали открываться не только магазины с русскими продуктами, но и мини-пекарни, где пекут по российским рецептам. В таких пекарнях рассказывают, что старшее поколение чаще покупает хлеб, а молодежь предпочитает сладости и торты.

Прилавок супермаркета в Суйфэньхэ. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»

Прилавок супермаркета в Суйфэньхэ. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»

В столице провинции Цзилинь городе Чанчуне с ноября 2015 года успешно работает торговая сеть «Екатерина». К маю 2016-го средний чек в первом магазине увеличился почти на 40% по сравнению с первыми днями после запуска. В этом году хозяева планируют открыть еще несколько точек продаж и пекарен, в том числе и за пределами провинции.

– По этому проекту мы работаем уже больше полугода совместно с китайской корпорацией «ОУЯ», — рассказывает РП гендиректор компании Инна Чупрова. — Сначала предложили местному населению продукцию разных направлений: продовольственные товары, сувениры, ювелирные изделия и выпечку. Сейчас уже можно делать выводы: спросом пользуются подсолнечное и соевое масло, мука, мед, морепродукты, соки, вода, пиво, шоколад.

По словам Чупровой, в кондитерской работают русские профессионалы, и их творения значительно отличаются от местных по рецептуре: у китайцев хлеб сладкий, в отличие от нашего соленого. 28 мая в Чанчуне кондитеры «Екатерины» провели первый мастер-класс в самом большом торговом центре Азии, занесенном в Книгу рекордов Гиннесcа. На него пришло сразу 150 зрителей, и организаторы задумались о проведении таких мероприятий на регулярной основе.

– Мы готовы сегодня предложить многим российским компаниям сотрудничество по поставке российских товаров, так как спрос есть. В совместных планах с китайскими партнерами — открыться в каждой провинции Китая, в торговых центрах «ОУЯ», а также создать сеть российских ресторанов: китайцы любят ходить в общепит, — говорит предприниматель.

Мастер-класс по российским сладостям в Чанчуне. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»

Мастер-класс по российским сладостям в Чанчуне. Фото: Надежда Шаповалова / «Русская планета»

В России появились уже и посредники, набирающие поваров для работы в Поднебесной. Как рассказал «Русской планете» представитель такой компании в Хабаровске Сергей (фамилию и название фирмы он отказался называть из коммерческих соображений), отобранных специалистов — обязательно с профильным образованием — направляют на работу в Пекин. К примеру, на последний к сегодняшнему дню «кастинг» пришли десять человек. Из них после экзамена на мастерство взяли двоих, которым предложили стартовую зарплату в 60 тыс. рублей, питание и проживание за счет компании.

– Вы наверняка замечали: когда китайские туристы едут на родину от нас, то скупают конфеты, шоколад. Пробовали их конфеты? У них там соя в основном, а у нас продукт вкуснее, — отмечает он.

Курс на натурпродукт

Падение рубля — не единственная причина роста интереса к нашей еде в КНР. Соучредитель компании «RussianSweets», поставляющей в Китай российские продукты (в том числе детское питание), Владимир Михеев говорит, что рост импорта диктует госполитика Компартии. На последнем съезде партия приняла новую стратегию развития страны и взяла курс на потребление.

– Дело в том, что китайцы стали богатыми, и большая часть капитала тратилась ими за рубежом, а это не совсем выгодно. Поэтому и началась оптимизация логистической инфраструктуры, стали создаваться таможенные и бондовые зоны в разных провинциях Китая, появились торговые сети с импортным сегментом и экологически чистыми продуктами. Такая политика позволила сохранить экспорт производимой в КНР продукции и увеличить импорт из стран Европы и США. Россия в этот процесс, к сожалению, включилась в последнюю очередь, хотя и имеет сухопутную границу с этой страной, — говорит он «Русской Планете».

И, что важно, китайские идеологи хотят ввозить качественные и экологичные продукты. А по мнению многих экспертов, наша еда сейчас выглядит в этом смысле оптимальной по соотношению цена/качество.

– У нас все равно так или иначе — естественно, не на всех предприятиях — соблюдаются нормативы ГОСТа. Исходное сырье и материалы у нас намного качественнее. Так сложилось исторически. Может быть, свою роль сыграли наши вкусовые предпочтения, культура потребления, — говорит РП глава Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края Иван Суханов.

По оценкам Euromonitor International — мирового лидера среди независимых компаний, специализирующихся на стратегических исследованиях рынка, — средний класс в КНР растет и будет расти, к 2020 году он составит 700 млн человек (сейчас — 316 миллионов). Еще ряд экспертов говорят, что к этому же периоду потребительский рынок КНР обгонит американский. Российским производителям самое время занимать на нем все ниши, какие можно: на ввоз некоторых продуктов в Китае (как, например, на молоко) действует законодательное ограничение.

«Я не хотел в Италию: у меня здесь были родные люди» Далее в рубрике «Я не хотел в Италию: у меня здесь были родные люди»Каким вырос бывший сирота из поселка в Хабаровском крае, отказавшийся ехать к усыновителям в Европу Читайте в рубрике «Титульная страница» «Собака лает – караван идет»Депутаты могли привлечь Зюганова к уголовной ответственности, но не стали «Собака лает – караван идет»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»